Главные «байки» VINNYTSIA JAZZFEST: костюм Гараняна и ведро для игры

Главные «байки» VINNYTSIA JAZZFEST: костюм Гараняна и ведро для игры

В преддверии XXI международного фестиваля VINNYTSIA JAZZFEST-2017, который на выходных, 23-24 сентября, пройдет в Виннице, эксклюзивно для RIA продюсер и директор фестиваля Ирина Френкель и Павел Третьяков рассказали о самых забавных приключениях и необычных просьбах мировых легенд, а также о том, какие тенденции сегодня преобладают в джазовой музыке

Когда наступает сентябрь, в Виннице все знают – все будет джаз! Под этим неизменным девизом уже 21 год на джазовый фестиваль в Винницу съезжаются лучшие джазмены мира, дипломатическая верхушка иностранных посольств и европейских культурных институций и все поклонники жанра.

VINNYTSIA JAZZFEST – один из главных музыкальных брендов города, а для всей Украины – вообще старейший джазовый фестиваль. В далеком 1996 году с легкой руки скрипачки Ирины Френкель, режиссера Павла Третьякова, пианиста Юрия Шепеты и киевлянина Алексея Когана Винница стала одним из первых городов, который в независимой Украине решился провести фестиваль доселе запрещенного джаза. Единственным в своем роде фестиваль оставался еще пять лет. И лишь потом появился одесский, а за ним и другие «коллеги».

За 21 год фестиваля джаз в Виннице играли мировые звезды из неимоверного количества стран. Организаторы даже шутят: «Глобус уже мал! Проще назвать, из каких стран к нам не приезжали».

Відео дня

Ежегодно поддерживая взятую наивысшую планку, организаторы не устают удивлять зрителей. Из года в год приглашают лучших из лучших, демонстрируя все разнообразие и пестрые краски джазовой музыки.

В преддверии нового джазового фестиваля, который 23-24 сентября пройдет в концертном зале «Винтера» (ул. Театральная, 15), продюсер и директор VINNYTSIA JAZZFEST Ирина Френкель и Павел Третьяков поделились с RIA самыми интересными историями-«байками», в которые попадали мировые знаменитости в Виннице.

- Говорят, джазмены – музыканты особенные. Импульсивные, непредсказуемые и со своими причудами. Согласны?

Павел Третьяков: Джазовые музыканты – это люди импровизации, которые зачастую живут по принципу: здесь и сейчас. Очень часто они приезжают на фестиваль с одними мыслями и планами, а потом адаптируются к обстановке, встречают коллег, друзей… и запросто тут же на месте могут сообразить номер, который еще никогда не играли. Так, например, в прошлом году, у нас в разных отделениях играли один из богов фортепианного мира в джазе, преподаватель Berklee College of Music Вадим Неселовский и дуэт «BRASSOLOGY» - Аркадий Шилклопер и Джо Сесс. У них были совершенно разные программы, но стоило им встретиться, вспомнить, как много лет назад пересекались их судьбы - и я только успевал наблюдать, как рождается незапланированный третий, уже их совместный, концерт. Всего за 40 минут до начала выступления! И на джазовом фестивале подобное происходит постоянно! Часто музыканты рассказывают, что репетируют по скайпу, а Трио легендарного Владимира Тарасова, который в этом году выступит у нас на концерте-открытии вообще уже много лет принципиально не договариваются между собой, что будут играть. На сцене у них исключительная импровизация! Тем и интересно работать на джазовом фестивале – это всегда сплошные неожиданности и сюрпризы!

- Какие были самые необычные просьбы со стороны артистов?

Ирина Френкель: Однажды перед концертом мы были заняты срочным поиском ведра (улыбается). Лет пять назад у нас выступал французский квартет, который в своих импровизациях использовал ведро, благодаря которому совершенно иначе звучали другие инструменты. Французский джаз вообще отличается постоянным поиском, французские музыканты часто используют самые необычные предметы для передачи своих музыкальных впечатлений и ощущений.

Павел Третьяков: Самых разных историй можно рассказать множество! Джазовые музыканты – это особенная каста, люди, которые чрезмерно эмоциональны и профессиональны одновременно. Например, громадный след лично для меня оставило общение с таким грандом, как Георгий Гаранян. Человек-легенда! Многие даже не представляют, что слушая старые сказки, пластинки, советские фильмы от «Бриллиантовой руки» до «Мы из джаза» - всюду мы слышим музыку Георгия Гараняна. Посмотрите титры - в 90% случаев вы увидите его имя! И когда он на закате своей жизни был приглашен руководить легендарнейшим оркестром Олега Лундстрема и приехал на наш 10-й джазовый фестиваль, для меня в памяти это осталась учебой на всю жизнь. Гаранян был человеком высочайшей творческой организации – что очень редко бывает у джазовых музыкантов! Он всегда появлялся по расписанию - ровно на 2 минуты раньше. Не на 3 или 5, а ровно за 2 минуты!.. Так случилось, что перед приездом в Винницу он получил небольшую травму на ноге. Когда я встречал его на вокзале, он буквально выпал из вагона: пошло развитие инфекции, у него поднялась температура, он практически не мог ходить. Честно говоря, я даже не представлял, как он будет выступать на сцене… Наблюдая уже на концерте за ним из-за кулис, только я понимал, насколько в его возрасте и самочувствии все непросто дается. Но это понимал только я! Зрители видели танцующего, дирижирующего, легкого и воздушного великого музыканта, шоумена Гараняна! И когда во время концерта у него была большая артистическая пауза, он уходил за кулисы, оставляя оркестр играть без него, я схватил стул и подбежал к нему: «Георгий Арамович, присядьте! Отдохните немножко»… Но даже не договорив, я наткнулся на такой уничижительно-колючий взгляд… Он повернулся и сказал: «Павел, неужели вы не понимаете, что у дирижера зад блестеть не должен?!» Вот понятие концертного костюма! Я на всю жизнь запомнил этот урок. А еще неоднократно замечал: чем выше уровень артиста, настоящей звезды, которая излучает свет музыки, тем легче, приятнее и комфортнее с ней работать! А вот чем меньше профессиональный уровень, тем больше звездных заморочек.

Ирина Френкель: Это абсолютно точно! Частый гость нашего фестиваля, звезда мирового джаза и наш друг Аркадий Шилклопер во время третьего приезда в Винницу поселился в гостинице, где не оказалось горячей воды. Но без каких-либо претензий он просто позвонил: «Ира, найди мне чайник, чтобы перед концертом голову помыть!» Понимаете, без всяких проблем?! Конечно же, мы решили все вопросы без чайника, создав ему все условия, но вот это простое отношение истинной звезды очень показательное! Точно так же поражающим для меня стало знакомство с музыкантами Федерального джазового оркестра Германии BuJazzO. Это молодежный оркестр, но какая же там дисциплина! Какая организованность, пунктуальность, отношение к своему руководителю у этих молодых музыкантов! Наблюдая, как они проводят репетиции, как каждый из них готовится к концерту, я была потрясена! Потому что это был верх профессионализма. Этот оркестр смело можно поставить вровень с оркестром Лундстрема, хотя то оркестр мастеров, а тут - молодые ребята, которые только начинают свой творческий путь.

Павел Третьяков: Но больше всего сюрпризов нам, наверное, преподносил Давид Голощекин - культовый джазовый мультиинструменталист, который входит в Нью-Йоркский золотой и серебряный клуб джазовых музыкантов. Членство в этом клубе купить невозможно, его получают только благодаря статусу и достижениям. Давид Семенович – настолько потрясающий музыкант, что специально для него в Петербурге была создана единственная в мире государственная джазовая филармония. В бытовых вопросах Давид Семенович оказался невероятно щепетильным человеком. Приезжая на концерты, у него всегда есть два пиджака к своему костюму. Если организаторы встретили хорошо, он выходит на концерт в белом, а если что-то не учли – в черном. Об этой традиции мы узнали только потом, хотя Давид Семенович у нас в Виннице выступал четырежды. Одна из самых незабываемых историй произошла в начале 2000-х. Тогда самолеты были страшно дорогими, поэтому артистов мы уговаривали ехать к нам поездами. Электронной системы брони билетов еще не существовало, а в кассах на проходящий поезд, которым из Петербурга должен был ехать Голощекин, билеты появлялись всего за три часа. Так что я дневал и ночевал на вокзале, где завел знакомства со всеми. Но когда появились билеты в продаже, как на зло, вагона СВ не оказалось. О том, что купил билеты в купе, я решил сообщить уже после концерта, иначе понимал – будет черный пиджак… Концерт прошел великолепно: вся публика в экстазе, Давид Семенович – вдохновленный и воздушный от радушного приема. И только я угрюмый в предвкушении разговора… Но делать нечего, подхожу объяснять, что сделал все возможное, но удалось купить немного не тот билет. «Правильно. Я должен ехать в тамбуре, стоя…» - тут же парировал Давид Семенович, у которого настроение сразу испортилось. Всю дорогу до вокзала он сидел нахмуренный. Но как только подъехал поезд, вышел проводник и сразу закричал: «Давид Семенович! Дорогой!...» Оказалось, что именно с этим проводником Васей наш маэстро ехал в Винницу и за время поездки Вася стал любителем джаза, получив персональное место в филармонии Голощекина. Так что за 7 минут, пока поезд стоял в Виннице, Вася «организовал» места в СВ-вагоне и Давид Семенович, который тут же расцвел, уезжал из Винницы в наилучшем настроении. А продолжением нашей дружбы стало его ответное приглашение съемочной группы ВДТ на его фестиваль в Петербурге.

- По завершению фестиваля поддерживаете дружбу со многими музыкантами?

Павел Третьяков: Дружба возникает потом, но, прежде всего, с артистами у нас деловые отношения. Какая бы творческая и легкая атмосфера не была на фестивале, для нас и для них это все-таки работа и труд. Так что каждый выкладывается максимально.

Ирина Френкель: С музыкантами обычно дружу я, поскольку общаюсь с ними задолго до концертов. Сейчас, например, я уже дружу с артистами фестиваля 2018 года! Иностранные культурные институции, которые всегда выступают нашими партнерами, в этом году поменяли условия, поэтому все гранты на следующий фестиваль я подала еще в августе. Так что программу будущего уже знаю (улыбается). В процессе подготовки, мы настолько много переписываемся с музыкантами, обговариваем не только рабочие моменты, но и обмениваемся анекдотами и даже новостями личной жизни, что, кажется, знаем друг друга уже много лет. Поэтому всегда самый волнительный момент – когда впервые встречаемся вживую. Ну и, естественно, после фестиваля контакты не обрываем. Ярких музыкантов мы с радостью вновь приглашаем к нам через 5-6 лет, но обязательно - с другими проектами.

- На фестивале всегда максимально много выступает американцев…

Павел Третьяков: Это естественно, ведь именно США – родина джаза. Мы ежегодно стараемся продумать программу так, чтобы джаз был представлен многогранно. Я когда-то взялся подсчитать все джазовые поджанры. На 125-м сбился со счета!!! Их неимоверное количество! Авангардные стили очень любят в Европе, а вот американский джаз – это настоящая «черная» классика, бессмертные джазовые стандарты.

Ирина Френкель: И опять же – высочайший профессионализм! При поддержке наших постоянных партнеров – Посольства США в Украине – нам удается привозить действительно мировых легенд. Джесси Джонс, Шерон Кларк, Лиза Генри, Джо Сесс – большая гордость, что эти великие музыканты выступали в Виннице! А особенно показательным для меня было выступление легендарной джаз-дивы Дениз Перье. Согласно бытовому райдеру, она должна была прилететь за сутки, чтобы в свои 80 лет успеть адаптироваться к нашему часовому поясу. Но ее самолет задержали на сутки, и она приехала всего за пару часов до начала концерта. Приехала в легком летнем платьице, когда у нас в разгаре была самая холодная осень… Но даже после проведенных суток в аэропорту и всего форс-мажорного дискомфорта, она без всяких капризов и нареканий быстро привела себя в порядок. В 80 лет она порхала по винницкой сцене, как бабочка! И никто из зрителей даже на долю секунды не заметил, какая усталость и перипетии были до выступления. Вот что значит профи! А в этом году мы познакомим винницких зрителей еще с одним культовым американским музыкантом – вместе со своим Трио на заключительном концерте фестиваля выступит один из лучших пианистов современности, культовый Сайрус Честнат.

- Насколько активно сейчас развивается джаз в Украине? Появилось много новых интересных коллективов?

Ирина Френкель: Джазовых инициатив у нас много: есть постоянные фестивали, есть разовые. Но главное - качество украинского джазового продукта действительно улучшилось за эти 26 лет. Как говорится: джазу хорошо там, где он есть (улыбается). В Украине он есть! Мы ежегодно имеем огромное количество предложений от украинских музыкантов. Но проблема в другом – они не всегда умеют себя правильно самопозиционировать. Буквально недавно в Facebook прошла дискуссия вместе с нашими партнерами – одесским джазовым фестивалем – о проблемах менеджмента. Коллективы цену научились называть, а показать товар лицом не могут. А ведь крайне важно уметь себя правильно подать! Яркий удачный пример – наши нынешние участники, бесподобный этно-джаз проект «KoloYolo». Это один из немногих коллективов, который очень удачно сочетает промоцию, качество музыки и самое главное – они одержимы тем, что делают. Их сумасшедшей энергетикой заряжаешься даже при просмотре клипов, что уже говорить о живом исполнении?! Ни с чем несравнимые ощущения на концерте-открытии нашего фестиваля на 100% гарантируем всем зрителям! «KoloYolo» - это, наверное, самое быстрое решение фестиваля-2017. После огромной вереницы предложений от украинских музыкантов я совершенно случайно в мессенджере Facebook увидела их письмо и записи. Мы не были друзьями, поэтому письмо я увидела лишь три месяца спустя. Но когда посмотрела видео – сразу им позвонила и сказала, что мы их приглашаем! Как они экспериментируют с традиционной украинской бандурой, подавая ее в современном контексте! Для меня было открытием, насколько бандура может быть джазовой, роковой, со световыми эффектами! Это ключевая тенденция молодежи – поиски духа современности в традиционных инструментах. То, о чем мы всегда говорим: что необходимо сохранять традиции, но при этом не забывать, что мы живем в ХХI веке: подавать современный продукт, но с тем основным контентом, который характеризует нашу страну и музыкальную идентичность. «KoloYolo» - лучший пример того, как молодежь нашла эту уникальную модель объединения украинских народных инструментов с современными ударными в джазе. Уверена: эта группа вскоре станет одним из музыкальных брендов нашей страны в фолк-джазе! И что особенно приятно: у них уже сейчас намечается очень интересное сотрудничество. Когда я отправила их запись звезде мирового джаза Аркадию Шилклоперу, он сразу сказал, что готов с ними соединиться и сделать специальный проект. Так что будем работать над этим в 2018 году!

Всю программу XXI международного фестиваля VINNYTSIA JAZZFEST-2017, который 23-24 сентября пройдет в концертном зале «Винтера» (ул. Театральная, 15) смотрите на сайте moemisto.ua.

Билеты на фестиваль можно приобрести на сайте jazz.vn.ua, по телефону: 690-025, а в дни работы фестиваля – в кассе, которая будет работать возле входа.

Фото предоставлены организаторами фестиваля.

Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.

Коментарі
Найчастіше Найчастіше
Новини за сьогодні
Новини Вінниці за сьогодні
14:44 Ми порахували, скільки грошей у вінницьких нардепів. Огляд декларацій за 2023 рік 14:05 У Вінниці збирають пропозиції для Програми розвитку безбар’єрного простору громади 14:00 Цілує орден сина… Родинам полеглих Захисників вручили почесні нагороди 13:00 Незаконне виготовлення марок та збут контрафактної продукції: на Вінниччині викрито масштабну схему Від читача 14:18 Маленьким вінничанам про реалії сучасності: 4 нові дитячі книжки 12:08 «Мав багато гарних мрій, які прагнув втілити в життя». Загинув захисник з Барської громади 11:30 Суд взяв під варту вбивцю 21-річного Романа Панянчука 10:30 Адреси, де у Вінниці 25 квітня тимчасово не буде світла чи води 09:30 Ліквідували ще 1040 окупантів. Зведення Генштабу на ранок 25 квітня 09:25 ТОП заклад Вінниці, що має дитячу кімнату - справжній відпочинок дітям та батькам (партнерський проєкт) 08:30 Сьогодні вітаємо Марка та не кричимо на дітей. Історія та прикмети 25 квітня 08:20 Будівельні та ремонті послуги по дому. Актуальні оголошення від вінницьких компаній 21:16 Про що потрібно знати, якщо у вас сезонна алергія? Розповідає професорка медичного університету 20:55 Дівчатам та жінкам не можна в церкву в штанах? Це вигадка — сказали в ПЦУ 20:05 У Вінниці завершився чемпіонат міста з волейболу серед чоловіків сезону 2023–2024 photo_camera 19:40 Юлія Тимошенко вимагає негайної відставки Сольського з посади міністра аграполітики (Прес-служба ВО "Батьківщина") 19:30 Дощі і пил із Сахари. Коли до Вінниці повернеться сонце? 19:09 «Чому їм можна, а нам ні?» Через незаконне будівництво у селі Прибузьке затоплює ліс photo_camera 19:03 Майже 200 тисяч гривень для ЗСУ: у Вінниці завершився благодійний шкільний марафон photo_camera 18:36 У світі відзначили День книги. Що почитати у вінницьких авторів та авторок
Дивитись ще keyboard_arrow_right
Ваші відгуки про послуги у Вінниці Ваші відгуки про послуги у Вінниці
keyboard_arrow_up